Реальные родители и виртуальные дети. Компьютер — добро или зло?
Интернет-общение, онлайн-игры стали неотъемлемой частью жизни детей. Увлечение ребенка компьютером, виртуальным общением настораживает многих родителей и вынуждает определиться с четкой позицией: как относиться к увлечению ребенка компьютером.
Мы живем в сложном меняющемся мире. То, что было актуально сегодня, с немыслимой скоростью устаревает завтра. Если для освоения новинок техники и компьютерных технологий нам требуется время (причем чем старше человек, тем, как правило, больше ему необходимо времени), то новое поколение с раннего возраста с компьютером на «ты».
В два года мой ребенок обыгрывал меня на айпаде в «гонки», сам скачивал мультфильмы и обновления. В три года сам звонил по скайпу бабушкам и проходил те уровни в играх, которые не давались моим выпускникам школы.
Интернет-общение, онлайн-игры стали неотъемлемой частью жизни детей. Увлечение ребенка компьютером, виртуальным общением настораживает многих родителей и вынуждает определиться с четкой позицией: как относиться к увлечению ребенка компьютером.
Условно всех родителей можно разделить на три категории:
1. Те, кто категорически запрещает детям пользоваться компьютером, интернетом, виртуальными играми.
2. Те, кто на виртуальное общение выделяет определенное количество времени.
3. Те, кто никак не контролирует ребенка, как стихийно получается, так и получается. Он проводит за компьютером столько времени, сколько хочет.
Рассмотрим системно, к чему приводит выбранный родителями подход и как он влияет на развитие ребенка.
Беспокойство родителей увлечением ребенка компьютером понятно — они выросли в другое время, с другими ценностями. Показательно, что, по данным статистики, каждый шестой случай обращения к психологу родителей связан с компьютерной зависимостью их ребенка. Причем, по большому счету, проблема существовала только в восприятии родителей, в их мышлении.
«Наша проблема — это вы, а ваша проблема — это ваше мышление», — вывод одного из «больных компьютером» детей.
Тем не менее сегодня предостаточно родителей, которые руководствуются постулатом: зачем собственноручно создавать себе сложности? Никакого компьютера дома, никаких мобильных средств связи, иногда отказываются и от телевизора: «Мы же без всего этого выросли и нормальными людьми стали».
Ребенку предоставляют привычно в качестве источника знаний родительский накопленный опыт, книги, учебники… И вместе с этим полностью лишают его возможности адаптировать новую реальность современного мира, оставляя своего ребенка в прошлом.
Общение с компьютером без ограничений. Ребенок с утра до вечера предоставлен самому себе и компьютеру. Может сидеть за ним сутками, забыв об уроках, домашних обязанностях, никак не направляемый в своей виртуальной деятельности. Ситуация, когда родителям проще купить ребенку новую компьютерную игрушку, «чтоб успокоился», чем озаботиться его воспитанием. Либо ситуация «все нашему Петеньке», когда вся семья дружно пляшет под дудку ребенка.
Это ситуация, когда отсутствие меры вредит не только физическому, но и психическому здоровью. Свобода пользования компьютером без контроля родителей означает, что развитие ребенка отдается на откуп случаю. Возможно, он будет использовать компьютер на благие цели, общаться с друзьями, пополнять энциклопедические знания, готовить доклады и презентации, а может тратить все время на пустые «стрелялки».
Родители отвечают за безопасность ребенка, за его здоровье, за развитие его интеллекта, за развитие его врожденных свойств.
Разбираясь в вопросе, сколько ребенок должен или не должен проводить за компьютером, и родители, и психологи делают одну важную ошибку — смешивают понятия «игровая зависимость» и «компьютер», «асоциальность» и «компьютер», «суицидальные мысли» и «интернет». Нам очень удобно назначить компьютер и интернет источником всего негативного, что происходит с нашими детьми, а затем одним велением «сердца» запретить «это зло» в своем доме (а заодно сэкономить деньги, нервы и прочее).
Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» делает очевидным всю ошибочность такого подхода и дает нам возможность понять, как же правильным образом выстроить отношения своего ребенка с последними достижениями техники.
Первое и основное: компьютер сам по себе не несет зла, он может стать злом в наших руках. Такое может произойти, если компьютер будет использован как способ ухода из настоящей жизни, а не адаптации к реальности. Уход в виртуальную жизнь происходит не от самого по себе использования компьютера, а потому что ребенок начинает видеть в компьютерных играх своеобразный суррогат счастья, наполнитель психических нехваток, недобирая этого наполнения за счет реализации врожденных свойств.
Если родители будут понимать ребенка, подобного не случится. Компьютерные технологии останутся средством, улучшающим качество жизни, а вовсе не жизненным смыслом. Если мы знаем внутренний мир собственного ребенка и готовы вложиться в развитие его природного потенциала, то компьютер будет для него большим благом и мы сможем продуктивно использовать возможности новых технологий.
Второе и важное: лишая своего ребенка возможности адаптироваться в новой компьютерной реальности, мы значительно снижаем его адаптивность в жизни. Хотим мы того или нет, но компьютерные технологии есть везде, а развитие технологий в этой сфере обгоняет все мыслимые представления. Мы живем в мире компьютерных и интернет-технологий. Пройдет еще немного времени, и ни одной операции нельзя будет выполнить без компьютера, ни одно самое маленькое производство не будет работать без компьютеров, а не владеющие компьютерными технологиями автоматом будут оказываться в худших условиях.
Оторвать ребенка от его времени, от его реальности — все равно что добровольно обречь свое продолжение на участь Маугли. Лишая ребенка возможности овладеть современными технологиями в одно время с его сверстниками, мы значительно снижаем его шансы быть конкурентоспособным.
Важно не строить иллюзий и хорошо понимать, что если маленького ребенка вы еще можете пробовать оградить от компьютера (в чем нет никакой необходимости), предложить ему рисование, лепку, различные живые игры, то в подростковый период заинтересовать ребенка чем-то так, чтобы он не пользовался компьютером, — невозможно. Не дома, так у друзей. И это помимо школы, в образовательных программах которой в обязательном порядке значится освоение компьютера. Следует отметить, что многие домашние задания, пользование электронным дневником невозможно без компьютера и интернета.
Запретный плод сладок. Жесткий родительский запрет — путь к конфронтации, к борьбе, где проигравшими в итоге будут все, потому что свойства ребенка не будут развиты адекватно современному ландшафту. Хотели как лучше, а получилось как всегда...
Чтобы правильно организовать общение своего чада с компьютером, нужно, во-первых, дифференцировать ребенка по векторам, а во-вторых, суметь плавно подтолкнуть его и заинтересовать.
Анальному ребенку с его отличной памятью, способностью к систематизации и структурированию подойдут аналитические компьютерные игры. Благодаря интернету у него будет широчайший доступ ко всевозможным энциклопедиям, онлайн-музеям, историческим материалам. Тщательно отбирайте контент! И давайте вашему ребенку читать лучшие сайты и источники по теме.
Анально-зрительным подросткам понравится работать копирайтерами. Нужно сразу настроить их на усердие, выполнение работы качественно, адекватно хвалить за сделанное. Также анально-зрительным подросткам подойдет работа корректора. То же относится и к анальным звуковикам. Им также будет интересно продумывать и прописывать компьютерные программы. Родителям нужно озаботиться покупкой соответствующих обучающих курсов, и пусть дети оттачивают свое мастерство.
Кожники с гибкой психикой, логическим складом ума нуждаются в заданиях на развитие логики, инженерного мышления. Им полезно конструирование, игры наподобие «Монополии», то есть все то, что требует быстрого принятия решения, способности быстрой адаптации к изменившимся условиям, лидерских задатков, мышления, построенного на принципе рациональности.
Крайне полезными для кожников будут командные проекты, требующие организации, собранности от себя и чуткого управления другими. Кожные дети как раз те, у которых стоит развивать врожденные лидерские задатки. Стирая границы, интернет делает возможным детям из разных уголков мира вместе работать над решением одной задачи. Участие в таких проектах позволит кожному ребенку в будущем эффективно управлять человеческими ресурсами в любой организации и эффективно выполнять поставленные задачи.
Для зрительных и звуковых детей интернет — это бескрайний источник для развития. В зрении это может быть развитие художественного вкуса, освоение этических и эстетических ценностей. Вне зависимости от того, где вы живете и какие у вас материальные возможности, вы можете позволить своему ребенку прогулку по Лувру, просмотр лучших художественных произведений. Компьютер для зрительного ребенка — возможность освоить фотошоп и научиться самому создавать красивейшие изображения, развить свои художественные навыки без каких-либо подручных материалов.
Для звуковиков компьютер открывает дорогу в удивительные миры музыки, астрономии, физики, информатики, генетики. Никакая картинка в учебнике не заменит масштабную 3D-модель происходящего в Солнечной системе или внутри человеческой клетки. А огромные массивы информации по самым сложным темам, хранящиеся в интернете, позволят звуковику наилучшим образом нагрузить работой его уникальный абстрактный интеллект.
Для любого ребенка интернет — это возможность завязать новые знакомства по всему земному шару, использовать все достижения человечества для развития своего мышления, выйти далеко за границы того объема, который задает конкретный город или окружение. Нам, взрослым, пора признать, что компьютеры и интернет — это никакая не «виртуальная реальность». Это уже неотъемлемая часть нашего мира, и компьютер может и должен выполнять важную функцию по адаптации ребенка в современном обществе.
Корректор: Галина Ржанникова
вот эта цитата пахнет мхом : "Оторвать ребенка от его времени, от его реальности все равно что добровольно обречь свое продолжение на участь Маугли. Лишая ребенка возможности овладеть современными технологиями в одно время с его сверстниками, мы значительно снижаем его шансы быть конкурентоспособным."
Это для бабушек и дедушек овладение компьютером тяжкая наука, которую надо начинать чем раньше тем лучше и тратить на это кучу времени. Ребенок даже если начнет осваивать комп в 17 потратит на это гораздо меньше времени чем малыш в 5 лет. И это факт.
А еще автору очевидно неизвестно, что лидеры силиконовой долины повально все лишили своих детей компьютеров, мобильных телефонов и доступа в интернет, а еще строят для своих детей школы БЕЗ компьютерных ТЕХНОЛОГИЙ, ибо мозг ребенка должен развиваться, а не получать готовые сведения в интернете. Во тупые - правда все эти Билы Гейтсы и иже с ним. Да и Стив Джобс - тот что принес миру Эпл, никогда не давал своим детям ни компьютеры ни мобильные телефоны, ибо он прекрасно понимал истину, что
ДЕТСТВО ДАНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОЗГА, а не для потребления интернет и тележвачки. Какие навыки развивает ребенок - ну кроме запоминания как мочить гада в какой-то комнате - память? сомнительно, что то, что выучит пошагово эту комнату это ему пригодится в жизни больше, чем живое общение со сверстниками. Или изучение какого-либо предмета или умение что-то делать своими руками.
Задумайтесь, родители, дающие компьютеры ребенку, что детство вашего человечка бесценно, и вместо постижения нового, вместо обучения, вместо развития детского восприятия и мышления, вы подсовываете СВОЕМУ ребенку жвачку, для тренировки управления мышью. Да любой человек учится управлять ей в максимум полчаса - зачем ваше чадо играет во что-то часами, лишая себя в этот момент развития.
Ребенок с компьютером - это путь на помойку. Те сверстники этого ребенка, кто в этот момент читает книги, тем самым развивая свое и мышление и воображение, обгонят этого компьютерного задрота запросто во всех вопросах, потому что они привыкли размышлять, воображать, фантазировать, а не получать готовенькое от электронного друга.
Все ж в самой статье сильно просматривается возраст написавшего. Се ля ви. Его время ушло. На смену пришли люди осваивающие технологии за полчаса. А мерить из своим аршином - и не педагогично, да и собственные комплексы лезут изо всех щелей
Истина - человек в каждый момент своего времени или создает или потребляет. Рисование, вышивка, написание рассказа - это созидание, а чтение фейсбука, просмотр Ю-туба, компьютерные игры - это потребление, а стало быть деградация. Если вам важнее деградация ваших детей - вперед - дайте компьютер ребенку. А также посмотрите на дуге разницу между активным вниманием и пассивным. Компьютер ничем не лучше затыкания рта ребенку с помощью мультиков.
Пока ваш еще чапает на своих двоих сквозь метель и вьюгу в пыльную библиотеку, приятель давно уже погуглил и все прочитал по запросам "почему листья зеленые" и "почему бывает радуга". По современным автобанам да на старой телеге? Далеко не уедете, а вот от сверстничков насмешки гарантированы.
Оксана, если для ребенка комп - только лишь "жвачка", то это вопрос исключительно к нам как к родителям. Почему ему больше ничего не интересно, кроме бессмысленных игрушек и глупых мультиков? Сто лет назад, когда в помине не было такого вселенского зла как компьютер, дети тоже делились на тех, кто предпочитал читать и вышивать, а кто - таскать дохлую крысу на веревочке.
Отличная статья!У детей мгновенное обучение тому,на что у нас (родителей)уходят недели(годы).Я заметила,что наша дочь ,ей 6 лет ,пробует применить на практике то ,что она видит в обучающих программах в интернете.Видимо задача родителей нынешних детей не ограничивать ,а понимать ,как можно развить своего ребенка с помощью интернета.Это же так здорово -быстро найти ответ практически на любой вопрос и еще фотки и видео посмотреть ,,про дельфинов например!
А что делать если анальнокожнозрительную девочку 13 лет интересует только ВК с телефона и иногда фильмы?!
13 лет возраст пубертата. Подростки переживают сложный период - переход во взрослую жизнь. И неравнодушные взрослые просто обязаны помочь, поддержать ребёнка. Это возможно только, понимая его внутренние состояния. И вопрос "Что делать?" перерастает в вопрос "Что она ищет в ВК и в фильмах?". Ответ очевиден - эмоциональное наполнение. Более подробно об этом на ближайших бесплатных лекциях: //www.yburlan.ru/besplatnye-treningi
Как быть в случае обратного сценария: реальный ребенок, виртуальный родитель. Я судя по всему явный звуковик, а мой ребенок - оральный. Заботиться о нем в силу стечения обстоятельств приходится именно мне. Каждый день - как на войну. Ребенок гиперактивный, постоянно нужно куда-то бежать, дома сидеть отказывается, не замолкает ни на минуту, очень громко разговаривает, кричит, закатывает истерики если сразу же не получает что хочет. По ушам и нервам это бьет ужасно. Бегу к ней по первому зову только чтоб предотвратить очередную психологическую атаку моего чада. Целый день хожу в наушниках, но и это не помогает. Она может докричаться и через них, да и заплаканное детское личико выдергивает из мира музыки. Из системно-векторной психологии уяснила для себя, что звуковое развитие возможно только через самореализацию, но судя по всему адаптироваться к внешним раздражителям не удастся, нужно их избегать. Что делать если избегать раздражитель невозможно? С некоторыми родителями еще можно договориться, объяснить им свои особенности, а что предпринять с маленьким ребенком? Отдавать на воспитание чужим людям не хочется. Живу далеко от родственников, помощи с их стороны тоже нет. Друзья у звуковиков тоже звуковые... Есть ли возможность адекватно воспитать своего орального ребенка звуковиком не ущемляя собственные индивидуальные особенности или лучше все-таки поручить это дело другим?
Мария, проблема звуковых матерей и их вопросы как пережить крик ребенка - это едва ли не один из самых наболевших. Что тут скажешь - свои свойства не отменишь, ребенка тоже; но если только речь не идет о непереносимом сверхстрессе, перепоручать ребенка другим будет слишком радикальной мерой.
И если отставить в сторону все стандартные и слабо помогающие утешения, то реальный конструктив вот в чем: звуковик тем лучше переносит давление на сенсор (то есть мешающие звуки), чем более наполнены желания звукового вектора. Это действительно так, легко представить, что если для депрессивного звуковика так обременительна тяжкая задача терпеть свое бренное тело, то для звуковика в хороших состояниях далеко это не так проблематично, и любые физические раздражители естественно меркнут перед тем наполнением, которое человек способен получать от жизни. Тренинг способен дать реальное наполнение звуковому вектору, нигде не может быть столь концентрированной работы звукового ума по познанию самого себя.
Более того, сосредоточение на внешнем, понимание природы других людей заметно меняет то ощущение, которое мы от них получаем. Понятно, что это не сделает ребенка тише, но внутреннее ощущение его собственных свойств и потребностей столь точно, будто они ваши собственные, поможет хоть в какой-то мере примириться с ситуацией. И что самое главное - поможет не дать своему тяжелому состоянию выплеснуться наружу, а ведь это всегда угрожает правильному развитию малыша. Если он будет расти счастливым, правильно и бережно воспитанным системно мыслящим родителем, то и он сам будет вести себя наилучшим образом из всех возможных, вы сможете исключить лишние капризы, недопонимания, истерики и слезы, с которыми куда сложнее справиться, не зная правильного подхода.
Статья очень понравилась. Вопрос к авторам статьи. Разрешите ли Вы разместить разместить статью на моем сайте. Естественно с ссылкой на ваш сайт. Заранее благодарен за ответ. С уважением Александр.
Будем рады сотрудничеству, Александр.
Браво!:)
Очень актуальная статья, спасибо! Удивительно, что есть такие родители, которые не видят возможной пользы компьютера и интернета для развития современных детей.
Начиная от развивающих игр, которых сейчас множество, есть очень и очень достойные и заканчивая интернетом - инструментом для получения ответа на любой волнующий вопрос.
А если еще понимать какой подход в выборе игр и доступных сайтов нужен по отношению к конкретному ребенку, с определенными векторами - вообще невозможно переоценить значимость компьютера для развития маленького человека.
Мозг ребенка развивается путем тренировки этого самого мозга - а это размышления и поиск причинно следственных связей, но не поиск готовых решений в интернете.
Оксана, так речь не о готовых решениях. Речь о том, что развивая ребенка, важно учитывать его индивидуальные особенности. У разных деток разные свойства (задатки), например, мышление - у одного образное, у другого логическое, у третьего аналитическое и т.д. Системно-векторная психология помогает понять потенциал ребенка, разобраться, какой подход ему нужен, а какой ничего не принесет или даже навредит. А интернет это средство, что мы оттуда берем - зависит от нас.